Поиск
  • Ляззат Асабаева

Что должен знать профориентатор, какую помощь от него ожидать и за что ему платить?

Мои встречи последних месяцев показали, что существует недопонимание основных функций консультанта по выбору профессии.

Профориентатор – это консультант, помогающий ребенку с выбором профессионального направления.

Обратите внимание на то, что консультант помогает, но не принимает решение по выбору профессии за ребенка или за родителей.

Что должен знать и уметь профессиональный профориентатор:


1. Уметь качественно проводить диагностику верными, современными, валидными инструментами. Уметь профессионально интерпретировать полученную информацию.

2. Знать мир профессий, рынок труда и его тренды. Понимать, как профессии будут изменяться и какие из них будут наиболее востребованы.

3. Уметь выстроить правильный образовательный трек к выбранной профессии.

4. Уметь консультировать: создавать атмосферу доверия, доносить информацию до родителя и ребенка, выслушивать, находить общее решение.


К сожалению, даже в школах, где числятся штатные профориентаторы, нет возможности полноценно и качественно консультировать каждого школьника. Потому что, как правило, на одного профориентаттора приходится от 300 до 1000 детей. И все, что они успевают выполнять, это в основном, проведение общешкольных мероприятий, посещение классных часов, проведение тематических встреч. На консультации по таким вопросам как выбор профессии и учебного заведения отводится, как правило, 15-30 мин. И то, эти «счастливые» минуты достаются только особо настойчивым детям.


Данная проблема характерна не только для Казахстана, то же самое происходит даже в государственных школах США, где традиция School Counseling существует уже давно. Только дорогие частные школы могут позволить себе консультанта, который будет работать индивидуально с каждым ребенком, выстраивая его личный образовательный маршрут. В таких случаях, профориентатор работает одновременно с, максимально, 30-40 детьми.

За обычной, на первый взгляд, консультацией, стоит многочасовой труд самостоятельной работы консультанта со специализированной литературой, первоисточниками, встречи и переписка с представителями приемных комиссий университетов. Практически каждый день необходимо посвящать время повышению своей профессиональной компетентности. Это время для чтения кейсов коллег, для знакомства с последними изменениями на рынке труда, для подготовки индивидуальных рекомендаций для ученика после нескольких встреч.


Профориентатора можно сравнить с психологом или коучем, к которым обычно приходят со своими проблемами. К консультанту по профориентации приходят, как правило, тоже с проблемой - проблемой выбора профессии. Квалифицированный профориентатор должен умело сформулировать так называемые «сильные» вопросы, на которые подросток самостоятельно находит ответы.

По итогам встреч, иногда, может даже появляться ощущение, что вы и так все это знали, либо можно было прочитать об этом в Интернете.

Несмотря на то, что в Интернете доступна вся законодательная база, в случае вопроса юридического характера, вы ведь предпочтете обратиться к юристу, который использует свой опыт и знания нюансов законов. Поэтому, подчеркну еще раз, профориентатор близок к психологу именно тем, что знает какие вопросы необходимо задать и определить вектор консультации.

Каждый случай по-своему уникален, и требуется проявить весь свой опыт и знания для такого отдельного случая.



Просмотров: 3Комментариев: 0

© 2019 ПрофГид. Сайт разработан Mykhailo Hraschewskiy

Казахстан, г. Алматы

+7 (701) 715-89-71

  • Instagram
  • Telegram (1)
  • Facebook Социальной Иконка
  • LinkedIn Social Icon